21-30 апреля
2014 года в России проходила декада проверки отделений полиции» (ДПО) —
гражданский мониторинг работы отделений полиции, организованный Объединенной
Группой Общественного Наблюдения (ОГОН) при поддержке Московской Хельсинкской Группы, Центром
“Трансперенси Интернешнл — Р” и Молодежного Правозащитного Движения. 27 городов
и населенных пунктов России и 100 отделений полиции – вот общий результат
мониторинга. На основании собранных активистами данных мы попробовали задать
вопрос – насколько эффективны отделы полиции?
Вопрос об
эффективности отделений полиции, сравнительно хорошо изучен в западной традиции,
начиная со ставшей классической работы «Suburban police departments: Too many and
too small?» Остром и
Паркса пришедших к выводу о том, что небольшие самодостаточные отделения
полиции более эффективны по сравнению с «укрупненными» отделениями, страдающими
от сверх-централизации. (Ostrom, Parks, 1973)
Эффективность в данном случае измерялась
главным образом исходя из оценок жителей соответствующих территорий. Дальнейшие
исследования в этой области в целом двигались в аналогичном направлении уточняя
такие моменты как зависимость степени удовлетворения граждан от “контекстов”
и “ситуаций” в которых происходит
взаимодействие граждан с правоохранителями. (Skogan, 2006) Это последнее обстоятельство
открыло целое новое направление в исследовании поведения полисменов, так
выяснилось, что поведенческие стратегии правоохранителей не могут быть
однозначно истолкованы исходя из индивидуальных, ситуационных, организационной,
легальных или логики развития местных сообществ - такое поведение является
сложной результирующей всех этих контекстов. (Sherman, Lawrence, 1980) Такой
подход, однако, выводит за рамки обсуждения один из важных факторов, а именно,
материальную\ресурсную оснащенность. Возвращаясь к исследованию Паркса и
Остром, которые наблюдают сильную взаимосвязь между материальной
самодостаточностью полицейских отделений и уровнем удовлетворенности действиями
правоохранителей. Соединяя этот тезис с логикой позднейших исследований можно
сделать предположение о том, что имеет место некоторая взаимосвязь между поведением
полицейских в различных контекстах и тем какими ресурсами они обладают или не
обладают. Таким образом, представляется логичным произвести хотя бы первичную
проверку такой гипотезы.
Имеющиеся в
нашем распоряжении данные полученные в ходе обследования 100 отделений полиции
в РФ, могут помочь нам ответить на некоторые вопросы, связанные тем насколько
поведение полицейских детерминировано ресурсными факторами. Собственно
поведение полицейских однозначно отражено только в одном из показателей, который
в данном массиве определен как «Вежливое обращение к проверяющим», то есть
делали ли полицейские встречающие проверяющих в своем отделении выбор в пользу
вежливого либо невежливого поведения.
Структура
данных не позволяет нам включить в модель индивидуальные (показатели самих
полицейских: их возраст, звание, иные показатели), ситуационные (т.к.
взаимодействие по определению происходит в одинаковой ситуации
«Полицейский\Проверяющий»), легальные факторы, а так же судить о характере
отношений принятых в местных сообществах. Однако собранная информация вполне
эффективно описывает некоторые элементы организационной структуры и дает
представление о характере материально-ресурсной оснащенности отделений попавших
в выборку.
Так мы
знаем, насколько хорошо в том или ином отделе посетитель информирован о его
(отделении структуре), возможностях пожаловаться на действия полицейских и
регламенте их работы в целом: вся эта информация или находится в открытом
доступе – стендах, интернете – или же по каким-то причинам не сделана
достоянием общественности. Логично, что
такая готовность делиться информацией о своей деятельности и главное
возможностях\способах на нее повлиять,
является организационным\структурным фактором, который может налагать некоторые
ограничения на поведение правоохранителей – в частности угроза вызвать жалобу
свои невежливым поведением может послужить стимулом быть более вежливым.
С другой
стороны поведение полицейского и его выбор в пользу вежливого или невежливого
обращения к проверяющему, может быть продиктован общей оснащенностью и комфортностью
рабочей\бытовой среды. Наличие или отсутствие
конкуренции с посетителем за стулья, рабочее место (в данном случае
буквально, например, стол за которым можно писать), писчую бумагу и
принадлежности может стать одним из определяющих факторов задающих тон общения
проверяющего и полицейского. Логично, что находящийся в стесненных условиях
страж порядка вынужденный «бороться» за такие элементарные ресурсы с
посторонними будет более агрессивен и как следствие менее вежлив.
Таким
образом, мы проверили две гипотезы:1: Общая информационная и организационная
открытость делает поведение полисменов более вежливым (Зависимая переменная
«Вежливость» находиться в сильной положительной взаимосвязи с переменными: «Как
обжаловать действия полиции», «Порядок приёма обращений», «Тел. доверия «Гор.
линии МВД», «Телефон УСБ» - которые указывают на наличие соответствующей
информации на стендах ).2: Наличие свободных ресурсов для совместного
использования с посетителем делает полисменов более вежливым (Зависимая
переменная «Вежливость» находиться в сильной положительной взаимосвязи с
переменными «Стулья», «Столы», «Писчая Бумага», «Туалеты для посетителей»).
Для проверки
сложенных выше гипотез предлагается использование линейной регрессионной модели
с этими переменными. Поскольку «Вежливость» распределена нормально, мы можем в
целом доверять полученной модели, которая показывает сравнительно высокий
показатель значимости (см. приложение). Составленная регрессия описывает
порядка 20% случаев, что, судя по всему включает в себя упомянутые выше
индивидуальные и ситуационные факторы, а так же характер местных сообществ, по
которым у нас не было данных, однако, уже то, что мы наблюдаем при названных
ограничения выглядит весьма любопытно.
Во-первых, сразу же бросается в глаза, что все
избранные «организационные» переменные, как значимые, так и нет, имеют
отрицательную связь с зависимой переменной, то есть, чем больше у «посетителя»
потенциально известных ему возможностей для давления на правоохранителей, тем
менее вежливыми по отношению к нему они будут – особенно негативную роль играет
наличие телефона «горячей линии» (можно впрочем, предположить, что такая
информация вывешивается начальством в уже «невежливых» отделениях в качестве
дисциплинирующей меры, таковая, однако, по-видимому не работает). Таким
образом, первая гипотеза может быть не только отвергнута, но и преобразована в
противоположное утверждение.
Во-вторых,
частично подтверждается вторая гипотеза, так мы можем наблюдать, что наличие
писчей бумаги значимо влияет на любезность правоохранителей, равно как и
наличие туалетов для посетителей. Наличие
столов и стульев, не показывает сколько-нибудь значимого влияния на
вежливость полисменов.
Представляет
интерес дальнейшей проверки полученных гипотез, например при помощи соотнесения
имеющихся данных с различными индексами доверия населения к полиции (например,
индекс «Общественного Приговора», к которому увы, не удалось получить доступ).
Это позволило бы посмотреть как предполагаемые эффекты соотносятся не только с
вежливостью по отношению к проверяющим, но и удовлетворенностью населения в
целом.
Автор: Владимир
Кудрявцев, магистрант ПНиС ЕУСПб, II Курс в рамках практики в Институте проблем правоприменения
Литература
Ostrom,
Elinor, and Roger B. Parks. Suburban police departments: Too many and too
small?. Department of Political Science, Indiana University, 1973.
Sherman,
Lawrence W. "Causes of police behavior: The current state of quantitative
research." Journal of Research in Crime and Delinquency 17, no. 1
(1980): 69-100.
Skogan,
Wesley G. "Asymmetry in the impact of encounters with police." Policing
& Society 16, no. 02 (2006): 99-126.
Спасибо за исследование. Несколько соображений.
ОтветитьУдалить1) Модель выиграла бы от включения переменных на уровне города из Росстатовской БД «Экономика городов России» (http://www.multistat.ru/?menu_id=9310004). Тогда вы будете более уверены, что межгородская вариация должным образом проконтролирована и не влияет на результаты.
2) Следует посчитать variance inflation index для ваших регрессоров. Я подозреваю, что у вас большая мультиколлинеарность.
3) Модель не позволяет делать каузальных выводов, поэтому слова «влияет» нужно читать как «связано с». Выявлены не эффекты, а связи.
4) Стандартные ошибки у вас Huber-Eicker-White? Если да, то нужно еще и кластеризовать на уровне города. Опыт подсказывает, что ваши результаты неустойчивы к этой процедуре.
5) Вы уверены, что «Вежливость» распределена нормально, а не логнормально? Второе кажется более логичным.
__
Дмитрий Скугаревский
ИПП