воскресенье, 30 июня 2013 г.

Немного о судьях и решениях. Германия 1970-е. Исследование Лаутмана

В 1969-1970 Лаутман (Lautmann) во время референдариата (время практической работы, как стадии юридического обучения между первым в вторым госэкзаменом для юристов – прим. МШ) работал в судах Франкфурта-на-Майне и Гамбурга. Фактически Лаутманн использовал это время для включенного наблюдения. О том, что он проводит включенное наблюдение, Лаутманн судьям не сообщал, что ставит этический вопрос о допустимости исследования. Однако в анонимизированном виде оценки результатов исследования автор учебника (С. Баер) посчитала возможным привести.
Лаутман принимал участие в обсуждениях, происходивших между слушанием дела по существу и оглашением приговора.






Он наблюдал, что представление решения в приговоре, является отдельным процессом принятие решения и занимает около трети времени. При этом внутреннее решение строится на верности программе (судя по всему речь о приверженности принятым решениям, размерам наказаний и так далее, т.к. в другом месте в связи с этой «верностью» отмечают, что пространство свободного решения не имеет особо значения[1] - прим. МШ) и готовности к компромиссам, а внешнее решение заключается в поиске вариантов – «как мы можем это сказать». Оба процесса происходят под институциональным давлением опасности обжалования и отмены решения.
По наблюдению Лаутманна судьи используют определенные стратегии решений как завершающие стратегии процесса. Важным является быстрое завершение, корректное поведение, предотвращение обжалований, непротиворечивое/согласованное решение, точность/аккуратность, но самое решающее – экономия работы. К этому добавляется временное измерение судебного решения. В качестве стратегии могут использоваться как постоянные переносы и затягивание, так и торопливость процесса. При этом роль могут играть стереотипы о времени (наличии времени на процесс – прим. МШ) участников процесса, выводимые (судьей) из социального статуса участников. Также важны ценностные установки, а именно как частные ценности, так и профессиональные.
Лаутманн описывает, что процесс принятия решений управляется несколькими программами (которые можно разделить на формальные и неформальные, в обоих случаях – влияющие на то «что будет написано в приговоре» и «как написано» - прим. МШ). Формальная программа состоит из процессуального права, комментариев, «тренировок» и находится рядом с формальной «программой по существу» (кавычки мои, в оригинале - программой по принятию решения по существу спора (Sachprogramm) – МШ) материального права. Эти программы обладают скорее скрытой функцией для течения процесса по существу, но играют важную функцию для представления решения. Давление времени очень важно, что приводит к тому, что право (как институт - МШ) - это не всё. Неформальная «программа-по-существу» состоит из ценностей и убеждений; неформальная программа принятия решений управляет представлением: необходимо придти к «мы можем сказать это так».
Вывод Лаутмана гласит «позитивное право не так сильно регулирует принятие/возникновение решения, как его представление, оно предоставляет понятные/идентифицируемые формы представления для легитимации осуществления власти».
Описание приведено по С. Баер, Социология права, 2012, с. 236-237 (S. Baer. Rechtssoziologie. Eine Einführung in die interdisziplinäre Forschung, Nomos, 2011)
Исследование Лаутмана опубликованы:
Lautmann, Richterliche Strategien zum Abschluss eines Verfahrens, in: Blankenburg (Hrsg.), Empirische Rechtssoziologie, 1975, 40, 48
Lautmann, Justiz - die stille Gewalt: Teilnehmende Beobachtung und entscheidungssoziologische Analyse, 1975



[1] Das französische Arbeitsgericht: Gerichtsverfassung und Verfahrensrealität ...  von Klaus Moritz, Berlin, 1986, с.96

Комментариев нет:

Отправить комментарий